Лекция 10. Освещение в гостиницах

1.Роль освещения в интерьере гостиницы

2. Классификация искусственного освещения в помещениях различного назначения

Освещение в гостинице выполняет как практическую, так и эстетическую функцию. С помощью света можно подчеркнуть детали интерьера и здания в целом. Принцип освещения жилого номера сводится к освещению внутренней части и отдельно функциональных зон.

В первую очередь, это, конечно, создание неповторимого внешнего светового облика гостиницы в вечернее и ночное время — наружное освещение фасада здания гостиницы. Освещение должно быть ярким и зазывающим, а здание хорошо узнаваемым издали. «Современные гостиницы имеют весьма сложную структуру: холлы, ресепшн, коридоры, номера, рестораны и бары, зоны для отдыха и развлечений, конференц-залы и пр. Разработка освещения для каждой из этих зон имеет свои особенности, освещение должно быть выполнено так, чтобы посетитель без труда смог ориентироваться в гостинице»[46]. Первое впечатление при входе в гостиницу на посетителя оказывает ресепшн, свет в котором должен создавать ощущение уюта и комфорта, излучать атмосферу гостеприимства и радушия. Световая атмосфера в номерах должна быть уютной и расслабляющей, располагающей к отдыху. Знание всех тонкостей и специфики освещения каждой из функциональных зон, позволяет создать неповторимый стиль и имидж гостиницы.

С точки зрения организации освещения, гостиничная территория делится на несколько условных зон: внешняя территория и фасад, фойе и зона ресепшн, коридоры, лестницы и лифты, номера.

Фасад — визитная карточка гостиницы.Наружное освещение гостиницы выполняет и практическую, и эстетическую, и даже рекламную роль. Без подсветки дорожек и фасада не обойтись, ведь многие посетители прибывают в отели поздним вечером или ночью – они должны быстро сориентироваться, куда идти. Светодизайнеры рекомендуют выделить дорожку, ведущую к главному входу гостиницы. Это можно сделать, установив вдоль нее светильники-болларды, или вкапываемые светильники. В этом месте нужен мягкий свет, который будет символизировать уютность гостиницы. А вот в зоне автомобильных заездов или парковки свет должен быть верхним, ярким, заливающим.

Фасад отеля – это его лицо, его рекламная вывеска. По внешнему виду гостиницы потенциальные постояльцы судят о ее удобстве и уровне респектабельности. В темное время суток отель должен отличаться от близстоящих зданий. Особенно интересные элементы фасада следует выделить с помощью подсветок. Очень интересный способ освещения фасадов – подсвет снизу светильниками, установленными по периметру – так здание гостиницы будет выглядеть выше и значительнее. Вход в отель нужно обозначить настенными светильниками или уличными бра – их внешний вид зависит от архитектуры отеля. Важно проследить, чтобы ступеньки перед входом были хорошо освещены – светом тех же настенных светильников или маркировочным освещением.

Фойе и ресепшн.Фойе главная зона гостиницы. Здесь посетители ожидают поселения в номер, общаются с персоналом и вызывают лифт. Главная задача светодизайнера в оформлении этой части отеля – сделать максимально комфортным переход с улицы в ярко освещенное помещение. Потому свет в фойе должен быть мягким, уровень яркости – 200 люкс. Важно избежать блесткости – резкого отражения лучей искусственного света от блестящих поверхностей. Для этого на светильники лучше выбрать матовые рассеиватели. В качестве основного света в вестибюле используют люстры или встроенные светильники – в зависимости от дизайнерской концепции отеля. Отказываться от верхнего света не стоит.

Стойка персонала должна быть выделена светом, особенно в больших гостиницах, где вестибюль занимает значительную территорию. Если для фойе применима яркость в 200 люкс, здесь она должна быть 500 люкс – как и рабочего места в офисе. Это необходимо для того, чтобы посетитель быстро определился с размещением самых важных зон. Стойку можно подсветить дополнительно с помощью бра или настенных светильников. Освещение здесь не должно вызывать дискомфорта у гостей отеля и у тех, кто работает за стойкой. Потому в этом месте лучше применять светильники с широким светораспределением – они помогут четче различать окружающие предметы. Свет осветительных приборов над зоной рецепции не должен отражаться на стойке – это создаст лишний блеск, который будет утомлять глаза. Помимо стойки персонала, в дополнительном освещении нуждаются и картины, расположенные в фойе. Их выделяют с помощью подсветок – сверху или снизу.

Коридоры и лифты.Коридоры, как и вестибюль, составляют первоначальное представление о гостинице. «Ширина коридора рассчитывается так, чтобы в нём легко могли разминуться два человека с чемоданами в руках. Отсюда требуемая ширина одностороннего коридора не мене 1,3–1,4 м, а двустороннего – 1,6–2,0 м (если двери открываются внутрь номера). Если же двери открываются в коридор, ширина его соответственно увеличивается»[47].

Из фойе посетитель гостиницы попадает в лифт, а оттуда – в коридоры, которые ведут к номерам, ресторанам, спортзалам и другим помещениям, если гостиница предоставляет дополнительные услуги. В коридоре можно обойтись без яркого освещения. Света должно быть достаточно для того, чтобы найти свой номер, а потому светодизайнеры рекомендуют ограничиться яркостью 100 люкс. В этих помещениях можно применять как потолочные, так и настенные светильники, или ограничиться встроенной подсветкой. Но в любом случае лампочки должны быть люминесцентными, энергосберегающими – ведь свет в коридоре горит сутки напролет. В гостиничных холлах применяются те же приемы, что и в коридоре частной квартиры. Чтобы зрительно приподнять потолок, расположите встроенные светильники по периметру потолка с направленными вверх лучами света. Для того чтобы сократить длину, расположите линейные светильники поперек потолка. А если вы используете потолочные светильники-плафоны, установите их не в ряд, а в шахматном порядке.

Если в коридоре есть картины и скульптуры, они требуют дополнительного освещения, как и в фойе. Лестницы освещаются с помощью настенных светильников. Здесь нужен мягкий свет, дабы не мешать перемещению. Что касается лифта, освещение внутри должно быть в 2 раза ярче, чем в коридоре.

Номера. В номере гостиницы должно быть уютно, потому тенденции последних лет — устраивать освещение гостиничных комнат так же, как и в домашних спальнях. В зависимости от интерьера, здесь есть верхний свет — люстра или настенный светильник, бра над кроватью, настольные лампы на тумбочке.

Но существует и другая тенденция. Во многих гостиницах отказываются от верхнего света, освещая номер при помощи настенных светильников или освещая каждую функциональную зону в отдельности. Это имеет смысл в том случае, если в номерах отеля часто проводится перепланировка и меняется стилистическое оформление комнат. Но в гостиницах, претендующих на высокую «звездность», как правило, не пренебрегают люстрами и потолочными светильниками. Единых стандартов освещения гостиничных номеров не существует, потому выбор остается за владельцем и светодизайнером.

Освещение занимает значительную часть в расходах на содержание гостиницы – ведь свет на улице, в фойе и коридорах никогда не гаснет. Потому целесообразно использовать в отелях люминесцентные и металлогалогеновые лампы с теплым спектром света.

Роль освещения в интерьере. «По назначению светильники подразделяют на шесть групп для создания одного из следующих видов освещения: общего, местного, комбинированного, декоративного, ориентирующего и экспозиционного»[48]. По способу установки выделяют светильники потолочные, подвесные (на подвесах к потолку), встраиваемые (в подвесных потолках), настенные, напольные и настольные.

Рациональные со светотехнической точки зрения приемы и способы освещения (локализованное, совмещенное и встроенное) позволяют использовать осветительные приборы самой разнообразной формы, конструкции и светораспределения. Светильники подразделяются по своим художественным особенностям на три основные группы:

1) Светильники нейтральной формы, являются композиционным элементом мебели, с которой они связаны функционально. Часто светильники связаны с мебелью и конструктивно.

2) Декоративные светильники, которые могут играть значительную роль в архитектурном решении интерьера. К декоративным светильникам относятся торшеры, настольные и настенные светильники, подвесы с декоративными рассеивателями и затенителями.

3) Встроенные светильники отраженного и рассеянного света, которые позволяют решать разнообразные задачи интерьера, зрительного изменения размеров и пропорций помещения или усиления художественного звучания какого-либо декоративного элемента и т. д.

Выбор того или иного светильника зависит от общего решения интерьера. Например, торшер с декоративным абажуром наряду с подсветом помещения выделяет зону отдыха как центр композиции интерьера и придает номеру вид гостиной.

Вместо торшера в номере может быть встроенное устройство отраженного света от потолка, выполняющее одновременно функции освещения зоны отдыха.

В номерах целесообразно одновременно использовать осветительные приборы разных групп: декоративные, светильники нейтральной формы и встроенные устройства отражённого и рассеянного света. Осветительные приборы, совмещающие функции общего и местного освещения, следует использовать как элемент главного композиционного звена интерьера.

В создании интерьера важно освещение не само по себе, а его взаимодействие с другими элементами интерьера. В этой связи следует отметить влияние света на восприятие цветового решения интерьера.

Классификация искусственного освещения

Современные принципы устройства искусственного освещения зависят от объёмно-пространственного решения помещения и его функций. Функции помещения влияют на выбор приёма освещения, который определяет виды источников света и светильников, их светораспределение и месторасположение, декоративность и систему освещения. В помещениях гостиниц могут использоваться как общие, так и местные системы освещения.

Общее освещение — это освещение всего помещения в целом. Оно может быть равномерным (одинаковым) для всех частей помещения или локализованным (усиленным) над какой-либо одной его частью и является обязательным для всех помещений гостиницы.

Местное освещение служит для освещения рабочих поверхностей. Подобное освещение применяется в жилых и административных помещениях гостиницы, а также может использоваться как дополнительное в торговых залах помещений общественного питания.

В одном помещении возможно одновременное применение общего и местного освещения, в этом случае система освещения называется комбинированной.

Таким образом, специфика гостиниц заключается в многообразии функций этих объектов. Это одновременно и жилые, и общественные помещения, что предопределяет особенности освещения интерьеров. Главные принципы при выборе освещения – как в гостинице, так и ресторане – это обеспечение безопасности, комфорта и экономичности. Современные туристы требуют от отдыха многого. Конкуренция на гостиничном рынке велика, поэтому в отеле все должно быть продумано до мелочей – от презентабельного внешнего вида до предупредительного персонала и уютного интерьера. Хорошо организованное освещение играет не последнюю роль в гостиничном деле. Оно способствует приятному времяпрепровождению посетителей и помогает хозяевам экономить средства на содержание отеля.

Лекция 11. Комфорт гостиничных интерьеров и его составляющие

1. Понятие комфорта

2. Факторы, определяющие комфорт внутреннего пространства гостиницы

3. Составляющие комфорта в номере

4. Свет и тепло временного дома

Значительная часть туристов, путешествующая по миру, отдаёт предпочтение гостиницам. Вне зависимости от звёздности отелей, каждый из них готов предложить приезжим максимум удобств (в силу своих возможностей), а также всесторонний комфорт.

Комфорт (от английского слова — comfort), совокупность бытовых удобств: благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, средств сообщения и прочих. Продуманный дизайн интерьера и атмосфера уюта — два основных условия комфорта в месте временного пребывания.

Пространство такого жилого помещения ощущается как удивительно целостное, благодаря не только повтору классических форм и единой цветовой гамме, но и точно подобранным натуральным отделочным материалам.

Гостиничные номера всех категорий в первую очередь рассчитаны на более или менее продолжительное и комфортное проживание. Поэтому базовый комплект мебели в гостиничном номере должен включать в себя те предметы, которые, собственно, и организуют жизненное пространство: кровати, прикроватные тумбочки, кресла, письменный стол, журнальный столик, шкаф для одежды. Перечень мебели может различаться в зависимости от класса номера и/или отеля, но этот фактор, во-первых, не является обязательным, а во-вторых, он затрагивает не самые значимые элементы интерьера.

Статус гостиницы во многом зависит от предлагаемого уровня комфорта. А этот комфорт во многом зависит от качества мебели. Прежде всего, она должна быть удобной и качественной. Очень важно, чтобы обстановка создавала атмосферу комфорта.

Интерьер как эстетически осмысленное пространство должен рассматриваться в тесной связи с человеком и предметным миром. Поэтому под интерьером подразумевается комплекс предметно-пространственной среды, окружающей человека в повседневной жизни.

Интерьеры должны оборудоваться мебелью по принципу комплексной организации пространства, в соответствии с которым предмет становится частью ансамбля. Современному интерьеру присущи такие качества, как простота, функциональность, эмоциональная выразительность, художественно-композиционная цельность. Эти качества достигаются рациональностью планировки, созданием комфортного микроклимата (теплового, воздушного и влажного), оптимального светового и шумового режима, рациональным размещением оборудования, цветовым решением, учитывающим психофизиологическое воздействие цвета на человека.

Удобство пребывания человека в гостиницах обеспечивается благодаря прежде всего созданию комфорта, как в самом здании гостиницы, так и на территории, прилегающей к ней. По прилегающей территории создается первое впечатление о гостинице. Грамотное функциональное зонирование территории и его оформление играют не последнюю роль в создании благоприятных условий для гостей. Однако интерьер отеля еще важнее – здесь человек проводит большую часть дня – отдыхает в номере, обедает в ресторане, назначает деловые встречи. Интерьер – понятие сложное, многоплановое, обладающее огромной эстетической психофизиологической силой воздействия на человека.

Первоочередная задача для достижения комфорта – проектирование композиции пространства. Это требует привлечения специалистов, компетентных людей в вопросах психологического влияния цвета и света на человека, дизайна интерьера и фитодизайна. В создании комфорта важно учитывать правильный выбор мебели, цветовой гаммы, способа освещения помещения. Немаловажную роль в оформлении помещений и жилых номеров играют произведения живописи, скульптуры, элементы декоративного, прикладного искусства и особенно озеленение.

Интерьер может быть создан по мотивам национальных традиций различных народов, или же художественно-пространственная организация помещений гостиницы исполняется в стиле «ретро», т. е. с применением стереотипных элементов прошлых веков (ампир, барокко, рококо и др.).

Современный интерьер в организации пространства отражает строгость, простоту, логичность и лаконичность форм, их функциональную оправданность. И в том, и в другом случае живые растения прекрасно вписываются в общую стилистику.

Эксперты выделяют несколько главных направлений оформления отелей, выбор которого осуществляется с учётом класса гостиницы. Так, например, по-настоящему роскошные дорогостоящие отели в основном оформляются в стиле модерн или, например, барокко, крохотные же отели могут быть выполнены в романтическом стиле, или стиле кантри.

Интерьер любого помещения гостиницы должен обладать экологическим, функциональным и эстетическим комфортом.

This entry was posted in Виды осветительных приборов в гостинице. Bookmark the <a href="http://lecctro.ru/lekciya-10-osveshhenie-v-gostinicax/" title="Permalink to Лекция 10. Освещение в гостиницах" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.